Николаевская церковь, с. Кленовское

1

1842 г.

История небольшой церкви в с. Кленовское уникальна: по легендам, начали ее строить по повелению Александра I, который останавливался в селе по дороге в Екатеринбург, следуя по Сибирскому тракту, в 20-х гг. XIX в. А заканчивали, причем очень спешно (и не успели) – к визиту в 1837 г. еще одного Александра, будущего императора Александра II.

Документальных подтверждений этим фактам я не нашла, но сама связка с императорской фамилией свидетельствует о значительности населенного пункта.

История села началась еще в 1692 г., когда тут поселились 70 чусовских семей. Место было выбрано не случайно: верхотурский воевода поручил найти удобную локацию под крепость. Повоевать пришлось: в 1730-х  село находилось в зоне башкирского восстания, в 1773 г. уже пугачевцы сожгли деревянную крепость.

С 1738 г., с началом строительства Сибирского тракта, Кленовское  разрастается. Удобное расположение на самом тракте стимулировало развитие торговли, уже к концу века в селе есть свое земледелие, животноводство, и даже промышленные предприятия. Через Кленовское идет губернская почта, проходят ссыльные каторжники (была своя тюрьма, которая сгорела в 1853 г.).

По данным учёта 1862 года, в селе проживало 1645 жителей. Имелось волостное управление, почтовая станция, несколько постоялых дворов и кабаков, два железоделательных завода, один кожевенный, три мельницы, две гвоздарни, одна лесопильня, свечной и салотопный заводы.

Неудивительно, что пусть даже в легендах, но два императора (действующий и будущий) останавливались именно тут.

К началу строительства каменного храма в селе была деревянная церковь, но за малой вместимостью и ветхостью было решено строить новую, и довольно долго продолжали действовать обе.

Автор проекта Никольской церкви неизвестен, очередные местные легенды говорят об участии в строительстве пяти неизвестных итальянцев.

4

064 Кленовское Никольская

Но Анатолий Михайлович Раскин, эксперт по классицизму на Урале, атрибутирует храм в Кленовском как принадлежащий творчеству одного из самых известных уральских архитекторов – Ивана Подьячева. Подъячев был учеником Воронихина на строительстве Казанского обора в Санкт-Петербурге, и после обучения в Академии Художеств и работы в столицах спроектировал несколько церквей для родной Пермской губернии.

Сама архитектура храма представляет собой очень редкий вид: в основе церкви лежит круг, поэтому такой тип называется «ротондальный» (от «ротонда»). Тип для России редкий, появился благодаря классицизму и образцам европейских построек.

1111

062 Никольская церковь село Кленовское план

Наши архитекторы объединили классическую ротонду  с русским типом храма – «кораблем», когда все части храма – притвор с колокольней, трапезная, основная часть храма и алтарь выстраиваются по одной оси с запада на восток.

На территории Урала подобные храмы можно пересчитать на пальцах одной руки, в Свердловской области храм-ротонда в Кленовском – единственный. Ближайшие сохранившиеся «аналоги» – церковь всех Святых на Игощинском кладбище в Перми (строилась в 1832-1838 гг. архитектором Свиязевым), и церковь Казанской иконы Божьей Матери  в Нижнем Уфалее, Челябинская область (1849 г., архитектор школы Казакова).

Всех Св Пермь

Храм всех Святых, Пермь

Нижний Уфалей

Церковь Казанской иконы Божьей Матери, Нижний Уфалей

После 1917 г. судьба храма почти стандартна: в 1938 г. церковь была закрыта, в ней расположилась машинно-тракторная мастерская. В годы ВОВ здание и использовалось под казармы. Здесь формировалась 129 Стрелковая дивизия.  После войны храм переделали в клуб. В 1973 г. храм отдали под склад рабкоопа. А в начале 80- х случился пожар, после которого здание оставалось бесхозным.

3

Сейчас Кленовское находится в стороне от Пермского тракта, храм потихоньку восстанавливается, но еще очень далек от своего оригинального облика. А на старых домах все еще можно увидеть старинные наличники, поражающие своей кружевной вязью…

P1020961

кленовское

Читайте также: